Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
456970, г. Нязепетровск, ул. Свердлова, 6
Наш адрес
Внимание! Сильный снег и гололед!

Состояние законности и правопорядка на территории Нязепетровского района.

29.01.2021
Состояние законности и правопорядка  на территории Нязепетровского района.

Прокуратурой Нязепетровского района подведены итоги надзорной деятельности, проведен анализ состояния законности и правопорядка на территории района за 2020 год.

Криминогенная ситуация в Нязепетровском районе по итогам 2020 года характеризуется незначительным ростом общего уровня преступности, за 12 месяцев зарегистрировано 234 преступления, что на всего 3 преступления или 1,3% выше показателей 2019 года (231 преступление).

Негативным моментом является то, что рост преступлений обусловлен увеличением количества зарегистрированных тяжких (с 28 до 31, +10,7%) и особо тяжких (с 2 до 6, + 200%) преступлений. Несмотря на то, что в абсолютных цифрах рост преступлений данных категорий является незначительным, количество убийств осталось на уровне 2019 года (по 1 преступлению), преступлений, предусмотренных ч.4 ст.111 УК РФ, не зарегистрировано (2019г. – 1, - 100%), а в число особо тяжких преступлений вошли ряд инициативно выявленных и раскрытых по результатам оперативно-розыскной деятельности преступлений, требуют особого внимания вопросы противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств. По итогам 2020 года количество зарегистрированных преступлений данного вида в сравнении с 2019 годом возросло практически в три раза (с 3 до 8, + 166%), значительную часть составили факты сбыта героина.

Анализ структуры преступности также свидетельствует, что рост, в том числе тяжких преступлений, обусловлен увеличением количества зарегистрированных краж и мошенничеств, совершенных с использованием с информационно-телекоммуникационных технологий (с 16 до 27, +68,7%), что также требует принятия дополнительных мер, в первую очередь, профилактического характера среди населения.

Общая раскрываемость преступлений в 2020 году возросла и составила 73% (2019г. - 71,9%), превышает среднеобластной показатель (53,3%).

В то же время количество нераскрытых преступлений в целом осталось на уровне 2019 года, в связи с чем прокуратурой района принимаются меры по усилению надзор за соблюдением требований законодательства при организации и осуществлении оперативно-розыскной деятельности, по выявленным нарушениям принимаются необходимые меры прокурорского реагиирования.

При анализе структуры преступности и ее криминологических характеристик отмечены негативные тенденции роста преступлений, совершенных ранее судимыми (с 45 до 63, +40%) и привлекавшимися к уголовной ответственности (с 83 до 111, + 33,7%) лицами.

При проведении анализа установлено, что значительную часть преступлений указанных категорий составляют преступления, предусмотренные ст.264.1 УК РФ, а также факты краж чужого имущества. Существенная часть краж, совершенных ранее судимыми лицами, в 2020 году была выявлена инициативно сотрудниками органов внутренних дел при проведении работы с ранее судимыми лицами, задержанными за совершение имущественных преступлений.

При этом в ходе расследования уголовных дел по фактам краж неоднократно отмечались факты совершения преступлений в домах, право собственности на которые в установленном порядке не зарегистрировано, проживавшие в них лица выехали, наследники отсутствуют либо не принимают мер по вступлению в наследство. Имели место факты краж из помещений, находящихся в ведении органов местного самоуправления, в том числе, владельцы которых переселены в рамках соответствующих региональных и муниципальных программ по переселению из ветхоаварийного жилья. Оставление без надлежащего присмотра объектов недвижимости указанных категорий создают предпосылки для совершения краж и иных преступлений, являются объектами незаконного проникновения посторонних лиц, в том числе несовершеннолетних, представляют серьезную угрозу с точки зрения пожарной безопасности.

В этой связи считаю необходимым принять дополнительные меры со стороны органов местного самоуправления по выявлению подобных объектов, определению их правового статуса и порядка использования, активизировать работу по осуществлению муниципального жилищного контроля, принятию в муниципальную собственность выморочного имущества, своевременному сносу ветхого и аварийного жилья.

С учетом имевших место в 2019 году негативных тенденций роста преступности несовершеннолетних (+116%) существенное внимание в 2020 году уделялось вопросам деятельности правоохранительных органов и органов системы профилактики правонарушений в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних.

При осуществлении надзора прокуратурой района выявлено 42 нарушения законодательства о несовершеннолетних (+5%, 2019 год – 40), в целях устранения которых принесено 5 протестов (+25%, 2019 год – 4), внесено 13 представлений (+8%, 2019 год – 12), к дисциплинарной ответственности привлечено 29 должностных лиц (+61%, 2019 год – 18). Кроме того, по постановлениям прокурора 17 должностных лиц (2019 год – 17) привлечено к административной ответственности, в защиту несовершеннолетних в суд

предъявлено 5 исковых заявлений (2019 год – 5), в порядке п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ направлен 1 материал проверки, по которому возбуждено уголовное дело.

Активизирована работа по обеспечению досудебной блокировке сайтов, содержащих деструктивный контент, путем направления обращений на сайт Роскомнадзора. За 2020 год направлено 14 обращений указанной категории.

В результате принимаемых мер в 2020 году отмечено снижение уровня преступности несовершеннолетних более чем на 30% (с 13 до 9 преступлений).

На совместном совещании в июне 2020 года с участием органов местного самоуправления обсуждены вопросы соблюдения прав несовершеннолетних и профилактики подростковой преступности, работу на данном направлении следует продолжить с учетом принятых решений, принять меры к повышению координирующей роли Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации района.

В целях обеспечения достоверности уголовно-правовой статистики и принципа неотвратимости наказания под пристальным вниманием прокуратуры находилось соблюдение законов при приеме, регистрации, разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. В результате принимаемых мер продолжена тенденция к сокращению числа необоснованных процессуальных проверок, количество материалов об отказе в возбуждении уголовного дела сократилось на 23,5% (128, 2019г. – 165), что дает возможность повышать качество их проведения. При этом обеспечен надзор за соблюдением законодательства при рассмотрении сотрудниками органов внутренних дел зарегистрированных сообщений в порядке, предусмотренном КоАП РФ. При проведении ежемесячных проверок материалов административных производств мерами прокурорского реагирования выявлено и поставлено на учет 2 преступления, укрытых сотрудниками необоснованного заведения и последующего прекращения дел об административных правонарушениях.

Всего по итогам 2020 года в сфере учетно-регистрационной дисциплины выявлено 79 нарушений, в целях устранения которых внесено 25 требований, 4 представления и информации, за допущенные нарушения к ответственности привлечено 19 должностных лиц правоохранительных органов. Мерами прокурорского реагирования выявлено и поставлено на учет 5 преступления, которые раскрыты, виновные лица привлечены к уголовной ответственности.

Также приняты дополнительные меры по усилению надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания. Особое внимание уделялось вопросам соблюдения конституционных прав участников уголовного судопроизводства, полноте и качеству расследования, соблюдению требований о разумном сроке уголовного судопроизводства, пресечению фактов принятия незаконных и необоснованных решений.

В 2020 году следователями и дознавателями в порядке ст. 91 УПК РФ задержано 13 лиц (2019 год – 10), из которых 12 лиц – за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, 1 лицо – за совершение преступлений средней тяжести. Лица пожилого возраста, а также несовершеннолетние в отчетном периоде не задерживались.

Всего при осуществлении надзора за ходом и результатами расследования уголовных дел выявлено 120 нарушений, в целях устранения которых внесено 45 требований, 6 представлений и информаций. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования за нарушения, допущенные при расследовании уголовных дел к дисциплинарной ответственности привлечено 38 должностных лиц правоохранительных органов. При этом значительную часть нарушений составили нарушения, допущенные при расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. В данной сфере надзора прокуратурой района принимаются дополнительные меры, направленные на повышение качества расследования и эффективности оперативно-розыскной деятельности.

Вопросы противодействия фактам хищений, совершенных с использованием с информационно-телекоммуникационных технологий, среди прочего обсуждены на координационном совещании руководителей правоохранительных органов района. В результате принимаемых мер, несмотря на существующие до настоящего времени сложности и недостатки, следует отметить определенную положительную динамику, в 2020 году окончены расследованием и направлены в суд уголовные дела по 8 преступлениям (2019г. – 1) указанной категории, раскрываемость преступлений данного вида составила 25,8% (2019г. – 7%).

За 12 месяцев 2020 года направлено в суд для рассмотрения по существу 110 уголовных дел, прокурором для дополнительного расследования в связи с выявленными нарушениями требований законодательства возвращено 13 уголовных дел. Благодаря принимаемым мерам при осуществлении надзора за ходом и результатами расследования уголовных дел в целом удалось добиться удовлетворительных показателей по нарушенным срокам расследования, реабилитированных лиц на стадии расследования и по результатам рассмотрения уголовных дел в суде не имеется, оправдательные приговоры не выносились.

Обеспечено качественное поддержание государственного обвинения в судах. В отчетном периоде судами района по первой инстанции рассмотрено 106 уголовных дел в отношении 111 лиц. Государственными обвинителями в отчетном периоде внесено 14 апелляционных представлений в отношении 19 лиц. Качественные показатели обжалования судебных решений находятся на уровне среднеобластных показателей, удовлетворяемость апелляционных представлений составила 89 %, эффективность обжалования – 75%.

В порядке гражданского и административного судопроизводства в 2020 году судами Нязепетровского района рассмотрено 57 дел обязательной категории, в том числе по 30 делам прокурор вступил в процесс для дачи заключения. Все дела обязательной категории и дела по искам прокурора рассматривались судом с участием прокурора. По всем рассмотренным делам решения приняты в соответствии с позицией прокурора, в связи с чем оснований для обжалования судебных решений не имелось.

Фактов отмены (изменения) судебных решений по жалобам других участников гражданского и административного судопроизводства не имелось.

В 2020 году прокуратурой района в суды направлено 86 исковых заявлений. Иски предъявлялись по различным направлениям надзорной деятельности, в том числе в сферах экономики, охраны окружающей среды, безопасности дорожного движения, противодействия терроризму, защиты

трудовых, жилищных прав граждан, прав несовершеннолетних, инвалидов и пенсионеров. Общая сумма, на которую предъявлены исковые требования, составила 2 млн. 194 тысяч рублей (2019 год – 1.558 тыс. руб.). Удовлетворено 65 исков на сумму 557 тыс. рублей (на конец отчетного периода не рассмотрен 21 иск). Факты отказа в удовлетворении исковых требований прокуратуры района отсутствуют.

С учетом особенностей территории района, прокуратурой района на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды, в 2020 году направлено 4 исковых заявления указанной категории (в 2019 году 3 заявления), 3 из которых рассмотрены и удовлетворены, 1 находится на рассмотрении.

Так, 13.07.2020 прокурором района утвержден обвинительный акт по уголовному делу по обвинению 4 жителей г.Челябинска в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.258 УК РФ, а именно по факту незаконной добычи 6 особей диких животных косули и 1 особи дикого животного лося. Прокурором района в рамках уголовного дела предъявлен гражданский иск о взыскании с обвиняемых размера причиненного государству ущерба в размере 960.000 рублей, в целях обеспечения взыскания наложен арест на принадлежащее обвиняемым имущество. Уголовное дело в настоящее время находится рассмотрении в Нязепетровском районном суде Челябинской области.

При осуществлении надзора за исполнением законов на территории района активно использовалось право законотворческой инициативы, особое внимание уделялось вопросам устранения нарушений антикоррупционного законодательства, защите прав и законных интересов граждан, в первую очередь, относящихся к социально незащищенным категориям, соблюдению законности в сфере ЖКХ.

При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод граждан прокуратурой района выявлено 283 нарушения законов, в целях устранения которых принесен 41 протест, внесено 94 представления (+4%, 2019 год – 90). По результатам рассмотрения актов реагирования в 2020 году к дисциплинарной ответственности привлечено 88 должностных лиц. Кроме того, объявлено 62 предостережения, в суды общей юрисдикции направлено 86 исковых заявления, в арбитражный суд направлено 2 исковых заявления. Также по результатам надзорной деятельности 40 лиц по постановлению прокурора привлечены к административной ответственности. В следственные органы материалы общенадзорных проверок с постановлениями в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ 2 материала, по которым возбуждены уголовные дела.

Прокуратурой района обеспечивается изучение принимаемых нормативно-правовых актов органов местного самоуправления и их проектов, подготовлено 3 заключения о несоответствии проектов нормативно-правовых актов действующему законодательству, замечания учтены.

В рамках участия в правотворческой деятельности в органы местного самоуправления направлено 16 предложений о принятии и изменении нормативных правовых актов в порядке ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», 3 модельных правовых акта.

Принесены 29 протестов на противоречащие федеральному законодательству нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в том числе 6 - на Уставы, которые рассмотрены и удовлетворены, нарушения устранены, нормативно-правовые акты приведены в соответствие требованиями федерального законодательства.

В отчетном периоде с учетом приоритетов надзорной деятельности и социально-экономической обстановки, обусловленной распространением новой коронавирусной инфекции, пристальное внимание уделялось сфере соблюдения трудового законодательства, в том числе вопросам занятости населения, полноты и своевременности оплаты труда.

По результатам проведенных проверок 2020 году выявлено 55 нарушений трудового законодательства. В целях восстановления нарушенных прав и интересов граждан, устранения нарушений, а также причин и условий им способствующих, внесено 6 представлений, принесен 1 протест, объявлено 1 предостережение, предъявлено 43 исковых заявления о взыскании невыплаченной заработной платы на сумму свыше 402 тыс. рублей. Все заявления прокурора судом рассмотрены и удовлетворены. Задолженность по заработной плате погашена в полном объеме.

Надзор за исполнением законодательства о защите прав пенсионеров, инвалидов, иных социально уязвимых категорий граждан является одним из приоритетов в деятельности прокуратуры района. Особое внимание уделялось защите прав и законных интересов несовершеннолетних, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий.

Во взаимодействии с органами социальной защиты населения обеспечен мониторинг состояния законности при исполнении мероприятий в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, соблюдение прав ветеранов и приравненных к ним категорий, в необходимых случаях проведены выездные приемы.

Так, прокуратурой района проведена проверка по обращению вдовы участника Великой Отечественной войны, которой УПФР в Нязепетровском районе Челябинской области отказано в единовременной денежной выплате, установленной Указом Президента РФ от 07.04.2020 № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов». Решение УПФР района мотивировано тем, что соответствующие выплаты полагаются только тем вдовам участников войны, которые проходили службу в период 1941 – 1945 годов, а супруг заявительницы участвовал лишь в ликвидации националистического подполья на территории Украины в 1949 году.

По результатам проведенной проверки решение УПФР района признано не соответствующим требованиям федерального законодательства, в связи с чем прокурором района в суд предъявлено исковое заявление в интересах вдовы ветерана с требованиями признать за ней право на получение единовременной выплаты. Исковое заявление рассмотрено Нязепетровским районным судом 24.07.2020 и удовлетворено. Апелляционным определением Челябинского областного суда от 05.11.2020 жалоба УПФР оставлена без удовлетворения, а

решение суда первой инстанции без изменения. В настоящее время ответчиком приняты меры к исполнению решения суда.

Аналогичное исковое заявление прокурором района направлено 11.11.2020 в интересах еще одной жительницы района, исковое заявление рассмотрено Нязепетровским районным судом 02.12.2020 и удовлетворено.

В истекшем году с учетом приоритетов в надзорной деятельности серьезное внимание уделялось вопросам исполнения законодательства о противодействии коррупции. На данном направлении выявлено 42 нарушения федерального законодательства, в целях устранения которых принесено 17 протестов, внесено 14 представлений, по результатам рассмотрения которых 11 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Также по результатам рассмотрения одного представления, внесенного прокурором района, прекращены полномочия одного из депутатов.

Так, проведенной прокуратурой района проверкой выявлено, что в нарушение части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», депутат Совета депутатов Нязепетровского городского поселения не предоставил сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей Губернатору Челябинской области за 2019 год.

В связи с выявленными нарушениями председателю Совета депутатов Нязепетровского городского поселения внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий.

Выявлен один факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, по соответствующему постановлению прокурора решением мирового судьи виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тысяч рублей.

В рамках надзора в сфере соблюдения прав предпринимателей выявлено 9 нарушений, в целях устранения которых принесен 1 протест, внесено 7 представлений, объявлено 2 предостережения. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности в 2020 году привлечено 9 должностных лиц.

Так, в частности, при проведении проверки по обращению индивидуального предпринимателя установлено, что решением Арбитражного суда Челябинской области удовлетворено его исковое заявление к Министерству экологии Челябинской области, МБУ «Ресурс», в пользу заявителя судом взысканы денежные средства в размере 9 000 рублей. Проверкой установлено, что открытие и ведение лицевых счетов МБУ «Ресурс» осуществляется финансовым управлением администрации Нязепетровского муниципального района, в связи с чем на указанный орган в соответствии с требованиями закона возложена обязанность по организации исполнения решения суда. Однако, требования закона финансовым управлением администрации Нязепетровского муниципального района не исполнены, в связи с чем прокурором внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и

удовлетворено, нарушения закона устранены, обязательства перед индивидуальным предпринимателем исполнены.

Считаю необходимым обратить особое внимание на вопросы соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности, исключить факты нарушений со стороны органов местного самоуправления.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов фактов нарушений бюджетного законодательства, нецелевого использования средств не отмечено, вместе с тем, выявлялись нарушения закона в части полноты и своевременности выполнения мероприятий по национальному проекту «Жилье и городская среда».

Так, проверкой в сентябре 2020 года установлено, что Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области и администрацией Нязепетровского муниципального района заключено соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету на реализацию программы формирования современной городской среды в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» в сумме 5 565 660 рублей.

Вместе с тем, в нарушение требований закона состав и порядок деятельности общественной комиссии по контролю за ходом реализации мероприятий в рамках национальных проектов, в частности «Жилье и городская среда», получателем субсидии не сформирован и не утвержден, в связи с чем, в ходе реализации программных мероприятий не обеспечено должное участие представителей общественности в контроле за выполнением программ. При этом, администрацией в рамках реализации муниципальной программы на момент проведения проверки из выделенных 5 565 тыс. рублей на 2020 год, освоено лишь 2 707 тыс. рублей, в том числе, не закончены работы по благоустройству дворовой территории трех домов в г. Нязепетровске. Также установлено, что в ГИС «ЖКХ» размещение ежемесячного отчета о выполненных мероприятиях не обеспечено, что является нарушением норм действующего законодательства. По выявленным нарушениям внесено представление об их устранении, которое рассмотрено и удовлетворено, приняты меры к устранению нарушений.

В этой связи следует отметить, что в 2021 году органам местного самоуправления района выделены значительные объемы бюджетных средств, в том числе для реализации значимых социальных проектов, таких как строительство физкультурно-спортивного комплекса и новой системы водоснабжения, проведения реконструкции моста через р. Уфа и обустройство набережной в г.Нязепетровске.

Необходимо в строгом соответствии с требованиями законодательства обеспечить своевременное и эффективное использование выделенных бюджетных средств по их целевому назначению, контроль за сроками и качеством соответствующих работ.

Прокуратурой района в истекшем году в целях определения актуальных для района проблем существенное внимание уделялось вопросам рассмотрения обращений граждан.

В 2020 году в прокуратуру района поступило 188 обращений граждан и организаций по различным вопросам, что на 41 обращение или 36% меньше, чем

в 2019 году (229 обращений). На личном приеме принято 142 гражданина (-24%, 2019г. – 187), в том числе, 75 - руководством прокуратуры района.

Наиболее часто в 2020 году граждане обращались по вопросам исполнения требований трудового и жилищного законодательства, законодательства в сфере ЖКХ, а также законности действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей. Рассмотрено 178 обращений, в том числе 109 обращений разрешено по существу. Удовлетворено 24 обращения или 22% от числа разрешенных по существу. По всем рассмотренным обращениям проведены необходимые проверочные мероприятия, в рамках проверок выявлено 55 нарушений закона, применено 56 актов прокурорского реагирования, в том числе внесено 11 представлений, направлено 35 исковых заявлений в суд, предостережено 1 лицо, возбуждено 6 дел об административных правонарушениях.

Разрешено 6 повторных обращений, удовлетворенных нет. Решения, принятые по обращениям в прокуратуре района, вышестоящими инстанциями, а также судом не отменялись, незаконными не признавались, что свидетельствует о достаточно качественном разрешении обращений в прокуратуре района.

Снижение общего количества поступивших обращений и граждан, обратившихся на прием, в 2020 году обусловлено сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории региона.

Следует отметить, что в истекшем году при проведении проверок соблюдения требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» выявлены нарушения в действиях должностных лиц администраций Нязепетровского муниципального района и Ункурдинского сельского поселения. По выявленным нарушениям внесено 2 представления, которые рассмотрены и удовлетворены. Кроме того, прокурором в отношении должностного лица администрации Нязепетровского муниципального района возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, по постановлению прокурора, рассмотренному мировым судом, виновное лицо привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 5.000 рублей.

Выявленные нарушения требований Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» свидетельствуют о серьезных недостатках в организации работы органов местного самоуправления на данном направлении и требуют пересмотра с учетом принятых мер прокурорского реагирования. Также анализ количественных показателей по приему граждан должностными лицами органов местного самоуправления, принятых и рассмотренных по существу обращений, в том числе в сравнении с аналогичными показателями прокуратуры района, свидетельствует о необходимости улучшения качества работы на данном направлении, принятии мер, направленных на повышение уровня доверия граждан к органам местного самоуправления.

По результатам анализа надзорной деятельности, в том числе рассмотренных обращений граждан и организаций, итогов работы прокуратуры и правоохранительных органов района на первое полугодие 2021 года намечены

плановые мероприятия по осуществлению надзора за соблюдением законов с учетом фактического положения дел, состояния законности и правопорядка.

Также сформирован план мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов района по борьбе с преступностью с учетом поступивших предложений, в котором предусмотрено привлечение к работе представителей контролирующих и надзорных органов, а также руководства органов местного самоуправления.